« 19 »  09  20 15 г.




Работа с каталогами в библиотеке

Каталоги получили паспорта: что дальше? Сегодня мы расскажем об этих пособиях и раскроем методику их составления. Зачем нужен справочник по каталогам и картотекам Паспортизация для библиотеки – дело внутреннее. Огромная работа по учету каталожного хозяйства проводится незаметно для читателей. Но нужно ли им располагать справочным пособием по каталогам и картотекам? Представим себе положение читателя достаточно крупной библиотеки. Конечно, он знает, что в ней есть зал, в котором находятся основные читательские каталоги алфавитный, систематический, краеведческий работа с каталогами в библиотеке, систематическая картотека статей и единый алфавитно-предметный указатель. Если в учреждении начали вести ЭК, то рядом с ним удобно расположить рабочие места – терминалы для читателей. В рекомендациях обычно говорится: «В зале каталогов вывешивается перечень всех каталогов и картотек библиотеки с указанием их местонахождения». Имеются в виду те элементы системы, которые разбросаны по всем помещениям, располагаются в специализированных отделах или залах. Но если мы используем результаты работа с каталогами в библиотеке, то можем дать читателю гораздо больше полезной информации, не ограничиваясь только наименованиями каталогов и картотек. Больше того: в таком пособии можно поместить и другие справочные материалы. Полезно, например, на второй и третьей сторонах обложки дать расширенные с диакритическими знаками и редкими графическими символами кириллический и латинский алфавиты. Здесь же нужно поместить основные деления ББК, раскрыть структуру краеведческого каталога. Накоплен опыт подготовки издания таких пособий. В предисловии обычно раскрываются цели и назначение книги, рекомендуется в случае возникновения каких-либо трудностей в работе с каталогами и картотеками обращаться к дежурному консультанту, указывается местонахождение «Журнала отзывов и замечаний читателей». Затем помещается небольшое введение, в котором даются определения видов каталогов, составных частей библиографической записи, элементов библиографического описания. Иллюстрацией к введению служит взятая в качестве образца каталожная карточка: каждый ее элемент надо показать и назвать. Иногда библиотекари считают, что читателя не надо знакомить с их рабочей терминологией. Библиотечно-библиографическими знаниями нельзя овладеть, не освоив специальных терминов. Если читатель спрашивает консультанта или библиографа, откуда и какие номера списывать на требование, отвечать ему надо грамотно, называя и показывая на карточке шифр хранения документа, инвентарный номер, классификационные индексы и другие элементы. Все определения полезно давать в форме, принятой в стандартах. После введения в пособии полезно дать полный перечень каталогов и картотек библиотеки только полные наименования с порядковыми номерами. Просмотрев перечень, читатель обратится к более подробной записи по указанному номеру. Последовательность каталогов и картотек подчиняется правилу «от общего к частному». Сначала необходимо перечислить генеральные каталоги, затем каталоги на весь фонд библиотеки, далее – на отдельные части фонда по видам документов, затем – на отдельные фонды и коллекции. Сводные каталоги выделяются особо. Старайтесь выдержать внутреннюю логику: сначала показывайте служебные каталоги, затем – читательские в следующем порядке: алфавитные, систематические, предметные, затем картотеки. Сведения об электронных каталогах даются в работа с каталогами в библиотеке перечне на своем логическом месте: перед алфавитными карточными. Основная часть пособия содержит аннотированные записи, составленные по определенным правилам о них – ниже. Пособие снабжается приложениями и указателями. В приложении можно поместить, например, текст «Положения о системе каталогов и картотек библиотеки», основные деления ББК, описать структуру краеведческого каталога, дать другие справочные материалы. Какие указатели будут полезны для читателей? Те, которые облегчают поиск каталогов и картотек, отражающих отдельные виды документов. Ссылки даются на номер записи. Возможен указатель, раскрывающий тематическое содержание. Уместно в этой части пособия дать перечень вспомогательных указателей к каталогам и картотекам. Сведения о них приводятся в записях о соответствующих каталогах. Тексты справочника можно использовать для подготовки средств наглядной информации. Фрагменты, связанные с тем или другим каталогом, картотекой, помещаются в поле зрения читателей – именно там, где возникают поисковые ситуации и пользователю нужна помощь. Другая эффективная форма – листовка или закладка с минимумом справочных сведений. Стопа таких изданий, выполненных на цветной бумаге, лежит на столах в зале каталогов. Как удобно читателю, если цвет работа с каталогами в библиотеке совпадает, например, с цветной этикеткой ящика соответствующего каталога! Единая форма аннотированной записи Методика составления унифицированной записи сведений о каталогах картотеках вырабатывалась в Российской государственной библиотеке еще в конце 1970-х гг. Она прошла проверку в ходе подготовки издания «Каталоги и картотеки крупнейших библиотек Москвы. Запись начинается с порядкового номера. Он может состоять из двух цифр, разделенных точкой, если в пособии охвачена информация о нескольких библиотеках. В этом случае первая цифра обозначает номер библиотеки, вторая – порядковый номер, например: 3. В указанном выше издании каждый раздел открывался развернутой справкой о библиотеке, завершающейся адресными сведениями, а затем шел список пронумерованных каталогов и картотек. Если в названии встречается слово «служебный», запись начинается работа с каталогами в библиотеке «Запросы читателей выполняются консультантом-библиографом». В этом случае сведения о местонахождении аппарата могут быть опущены. Остальные данные даются в последовательности их приведения в паспорте. В предисловии к пособию должно быть сказано, что все статистические сведения указываются по состоянию на такой-то день указывается дата. Систематический каталог Основан в 1959. Хронологический охват с 17 в. Включает библиографические записи отечественных и зарубежных книг, продолжающихся изданий, авторефератов диссертаций, микрофильмов, карт, статей из сборников и продолжающихся изданий. Организован на основе указывается система классификации или конкретное название таблиц. Читательский алфавитный каталог Состоит из 2-х частей. Хронологический охват с 19 в. Включает библиографические записи книг, а также продолжающихся изданий, авторефератов диссертаций, микрофильмов. На иностранных европейских языках. Работа с каталогами в библиотеке охват с 19 в. Включает библиографические описания книг, а также продолжающихся изданий. Организована отдельными языковыми рядами. Читательская картотека Основана в 1958. Хронологический охват с 1958. Включает библиографические записи статей из журналов и продолжающихся изданий. Состоит из 3-х частей, в которых один и тот же материал отражается в различных аспектах. Организована в алфавите фамилий авторов и названий статей. Организована в соответствии с Рубрикатором Информкультуры. Организована в алфавите наименований стран, далее – в обратно хронологическом порядке новых поступлений. Корпус этаж зал Тел. Сообщается, например, в какой форме дано библиографическое описание источника на иностранном языке: на языке оригинала с переводом заглавия аннотацией или на русском с указанием языка источника. Нет единых правил для составления подобного рода записей, но действует общий принцип: смотреть на каталоги глазами читателей, указывать все то, что может облегчить им работу, ускорить поиск, дать дополнительную информацию. Иногда можно услышать от библиотекарей: «Зачем это указывать? Кому надо – тот спросит». В свое время мы провели исследование и установили: в большинстве случаев – не спросят. Одним это просто не приходит в голову, другие не знают, как и кого спросить, третьи стесняются «отрывать библиографа от дела». Новым элементом системы стали электронные каталоги. Составление записи об ЭК требует особого внимания и тщательности. Мало сказать просто, что в библиотеке есть такой-то каталог, сообщить его хронологический охват, объем, прирост. Важно показать также, что, как, в ответ на какие вопросы может «выдать» компьютер. Прежде всего, стоит проинформировать читателя о том, по какой автоматизированной библиотечной системе работает модуль каталогизации, связан ли электронный каталог с модулем заказа и регистрации выдаваемых читателям документов. Следующий важный момент: охватывает ли информация, предлагаемая электронным каталогом, фонды других библиотек? Иначе говоря, является ли ЭК сетевым сводным? Если является, то сразу надо пояснить, как читатель отличит в записи шифр хранения документа той библиотеки, в которой документ находится от сиглы адреса библиотеки-держателя. Далее следует привести описание предлагаемых каталогом режимов поиска, перечень параметров они называются точками доступа работа с каталогами в библиотеке, альтернатив, команд, регулирующих объем запрашиваемой информации. Если программа позволяет читателю работать с полученным по запросу массивом, т. Когда текст аннотированного перечня или указателя набран на компьютере, не надо торопиться его тиражировать. Полезно, как говорят специалисты, предварительно его «прокатать»: провести пилотажное исследование функциональной эффективности пособия. Для этого надо наметить круг лиц, которые выступят в качестве экспертов, и подготовить небольшой вопросник. Если он отсутствует, то оценка будет носить общий характер «нравится – не нравится». Вопросы строятся так, чтобы эксперт задумался, провел сравнение, выбрал один из предложенных вариантов. Экспертиза может быть внутренней и внешней. В первом случае свое мнение выскажут читатели и сотрудники библиотеки. Во втором – коллеги из других библиотек и сотрудники какого-либо учреждения, среди которых далеко не все – читатели. Заинтересованно отвечают, как показывает практика, члены читательского, попечительского совета, преподаватели, студенты. Пилотаж выявит пробелы, ошибки, несообразности. Вы работа с каталогами в библиотеке получить много интересных идей, конкретных предложений. Спросите у привлеченных экспертов, как надо распространять работа с каталогами в библиотеке. Они помогут вам принять правильное решение о тираже и способе распространения издания. Больше библиотек – больше информации. Читатели, как правило, более или менее хорошо знают систему каталогов своей библиотеки; в другие они не ходят и не видят в этом необходимости. Поэтому часто не предполагают, что совсем недалеко есть библиотека, в которой давно, не первый год ведется очень полезная картотека. Для читателей это простительно. Хуже, когда библиографы не используют информационные ресурсы своего города. Ваше пособие может связать учреждения друг с другом – ведь в нем указаны телефоны. К нам обратилась читательница с просьбой разыскать для нее фотографию дореволюционной московской конки. Библиограф прекрасно понимал, к работа с каталогами в библиотеке разделу каталога надо направить посетительницу. Но сначала позвонил в Историческую библиотеку своему коллеге, располагающему уникальным историко-краеведческим каталогом «Москва». Через минуту зазвонил телефон: нашу читательницу приглашали приехать за необходимыми ей фотографиями в научную библиотеку Музея истории и реконструкции Работа с каталогами в библиотеке. Оказалось, что библиографы «Исторички» тоже работа с каталогами в библиотеке для себя аналогичный перечень, включив в него свой круг библиотек с их каталогами и картотеками. Через несколько лет после выхода в свет книги «Каталоги и картотеки крупнейших библиотек Москвы» стали появляться аналогичные издания в других городах. В числе первых были Самара, Киров, Горький, Челябинск. Но спустя несколько лет такие пособия перестали подготавливать. Если мы обратимся к сегодняшним справочникам библиотек, то увидим странную картину: у всех имеются одни и те же каталоги и картотеки, и о них говорится работа с каталогами в библиотеке лишь несколько слов. Так оказалось забыто то, что уже было взято на вооружение два десятка работа с каталогами в библиотеке назад. Если мы хотим поднять престиж нашей профессии, то обязаны сделать все, чтобы читатель, придя в библиотеку, попадал в мир, в котором все отрегулировано, настроено и открыто для любых его запросов. Он должен восхищаться тем, как мы работаем: никогда не отказываем, пытаемся разобраться, помочь, найти для читателя не только книгу или статью, но любую информацию. И тогда наша профессия станет уважаемой в обществе. © АНО «Институт информационных инициатив» © Российская государственная библиотека для молодежи Возьмем на себя регистрацию Вашей фирмы.




Лена Давыдова

Когда читатель записывается в библиотеку, проводятся индивидуальные беседы.